Интересное дело получается. Сколько раз читал библию - всегда удивлялся ее отношению к такому крайне негативному явлению, как рабство. казалось бы, все потомки Адама и Евы, у всех один небесный Отец - Бог Иегова (или Яхва) - ну вроде все нормально, но при этом такое совершенно непонятное отношение к рабству, этому мерзкому явлению, когда один человек волен распоряжаться другим человеком, как ему вздумается, хоть продать его, хоть (извините за выражение) кокнуть. Почитаем, что на эту тему говорит Ветхий Завет:
-Впервые мы встречаем термин "раб" в Ноевом проклятии: 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
(Быт.9:24-27)
Интересно: термин "раб" был Ною откуда то известен, более того, Ной знал, что от него и его сыновей произойдут народы, где рабство будет обычным явлением. Странно, не так ли? Т.е. вероятно, рабство было и ранее (до потопа, так сказать) и Ной с потомками считал, что возрождение этого института на очищенной от грешников земле - дело нужное. Хм. Странная праведность. Но не будем отвлекаться - идем далее.
А далее у нас на очереди очередной "праведник" - Авраам. Авраам, как известно из библии, отдал, изволите видеть, свою жену Сарру практически в гарем, а сам получил за это неплохие барыши, в число коих входили и рабы:
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
(Быт.12:14-16)
В дальнейшем Авраам понял, что это дело выгодное и поступил так же и с царем Герарским Авимелехом, и тому также пришлось, во избежание божьего гнева, откупиться от Авраама рабами:
14 И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.
15 И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.
(Быт.20:14,15)
Также и мать сына Авраама Измаила была рабыней.
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;
(Быт.21:13,14)
Рабами владели и все дети Авраама, о чем нет нужды говорить здесь подробно.
Далее, в то время, как Израильский народ покинул Египет и находился в пустыне, он получил от Моисея (ну а тот, естественно, от бога) целый ряд предписаний касательно рабов. Вот, например, такие:
1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)
Интересно, правда? Дети и жена остаются рабами, а ты-иди на все четыре стороны, я тебя по закону отпускаю на волю. Каждый бы пошел? Не думаю. В этой же главе мы видим цену жизни раба:
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
(Исх.21:12)
Один аспект.
НО!
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
(Исх.21:20,21)
Видите разницу, не будет предан смерти во втором случае, а МАКСИМУМ наказан. А если денек помучается раб, а потом помрет, так и наказывать не должно.
Рабам даже нашлось место в декалоге:
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
(Исх.20:10)
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исх.20:17)
Рабы рабам были рознь, например над рабами иноплеменными можно было господствовать вечно над рабами из сынов Израилевых - нет. Их нужно было отпускать в юбилейный год и не господствовать над ними с жестокостью (т.е. над иноплеменными рабами можно было и с жестокостью)
39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
41 а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
42 потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;
45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью;
46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.
(Лев.25:39-46)
Странный гуманизм, не правда ли?