АТЕОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: _SE  
Форум » Атеология » Наука и религия » Вера и религия с точки зрения этологии
Вера и религия с точки зрения этологии
_SEДата: Воскресенье, 24.08.2008, 18:36 | Сообщение # 1
Модератор
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Наиболее четко и кратко сформулировал основу феномена религии Докинз:

... Естественный отбор выработал в детском мозгу тенденцию верить во всё, что бы родители или старейшины племени ни говорили. И именно это качество автоматически делает его восприимчивым к заражению ментальными вирусами. По совершенно естественным эволюционным причинам, детский мозг должен доверять родителям и старшим, которым родители велят верить. Автоматическим следствием этого является то, что тот, кто беспрекословно верит, не имеет возможности отличить хороший совет от плохого. Ребёнок не может сказать, что совет «Если ты будешь плавать в реке, кишащей крокодилами, тебя съедят» – это хороший совет, а совет «Если в полнолуние ты не принесёшь в жертву козла, урожай погибнет» – это плохой совет. Оба звучат одинаково. Оба исходят из надёжного источника, и оба произносятся строгим голосом, который требует уважения и повиновения. То же относится к высказываниям о мире, космосе, морали, природе человека. И, конечно, когда ребёнок вырастет и имеет своих детей, он, естественно, передаст всё это своим детям, и тем же назидательным тоном.

Согласно этой модели, можно было бы ожидать, что в разных географических регионах возникнут различные, не имеющие реальной фактической базы верования, которых люди будут придерживаться с таким же убеждением, как и к полезным составляющим традиционной мудрости, как, например, к вере, что навоз полезен для урожая. Можно было бы ожидать также, что беспочвенные верования будут эволюционировать из поколения в поколение либо вследствие случайного дрейфа, либо следуя закономерностям, подобным дарвиновскому естественному отбору, демонстрируя со временем значительное отклонение от общего предка. Известно, что языки заметно дрейфуют от общего праязыка, если его носители географически разделены и пройдёт достаточно большой для этого промежуток времени. То же верно и по отношению к традиционным верованиям и предписаниям, передаваемым из поколения в поколение и возникшим первоначально благодаря программируемости мозга ребёнка.

Дарвиновский естественный отбор формирует детский мозг с тенденцией верить старшим, со способностью имитации и копирования и, следовательно, косвенно со способностью к распространению слухов, легенд, к религиозной вере. Но, создав такой мозг, генетический отбор порождает некоторый новый вид негенетической наследственности, которая может служить базой нового вида эпидемиологии и, возможно, даже нового негенетического дарвиновского естественного отбора. Я полагаю, что религия относится к группе явлений, объясняемых этим видом негенетической эпидемиологии с возможной примесью такого негенетического дарвиновского отбора. И если это так, религия не имеет никакой ценности для выживания человеческих особей и не даёт никаких преимуществ для их генов. Если и есть от неё какая-то польза, то только для неё самой...

Какая польза от религии? (Докинз Ричард)
http://www.atheistic.narod.ru/etholog....ons.htm

В статье Докинза нет анализа причин именно веры в бога, как во всемогущее существо, личность. Но это есть в статье Дольника "Кто сотоврил творца". Причина этого перенос иерархической структуры социальных животных на весь мир.

...

Найди покровителя

Теперь пора рассказать о еще одной, довольно широко распространенной среди животных программе - поисков покровителя. Крупное сильное животное другого вида можно использовать как средство защиты. Маленькая рыбка амфитрион прячется от врагов у ядовитой хищной актинии. Воробей, поселившись в гнезде хищной птицы, защищен от мелких хищников. Аисты и ласточки пользуются нашей защитой, селясь на домах. Убегая от некрупного хищника, мелкое животное пробегает рядом с крупным. В результате преследователь наскакивает на крупное животное, а оно его, естественно, за такую наглость атакует. Заметьте, что в этом случае защитник - мнимый, то есть он защищать не собирался, но эффект тот же, как если бы он действительно защищал. Эта программа отчетливо просматривается у маленьких детей. Не зря так популярны среди них мультфильмы, в которых маленькое животное все время обдуривает своего хищника, прибегая к разным реальным и мнимым защитникам. Дети обычно создают себе и воображаемых покровителей. То же делают и взрослые. И эту же программу используют власть и религия.

Египтяне изображали фараона несоразмерно большим сравнительно с остальными людьми. Но если фараон стоит рядом с покровителем, он маленький. На египетских рисунках мы видим ребенка (фараон), спрятавшегося между передними ногами громадного сокола (бог Ра) или небесной коровы. Поза фараона точно соответствует той, которую принимают детеныши приматов. Для знающего инстинктивные программы тут все ясно: у нашего фараона есть покровитель, и он много больше и сильнее фараона.

Плоды иерархии

Если вид образует в пределах группы особей иерархическую лестницу, он имеет на то соответствующие инстинктивные программы. Теперь мы знаем, что человек - иерархическое существо, никакая другая организация для него просто не выполнима.

Отношение к иерарху

Для иерархических видов стройная пирамида соподчинения кажется правильным, единственно возможным способом сорганизоваться. Это и есть порядок и сильная власть. В иерархических группах субдоминанты борются за власть с доминантом и при его небольшом превосходстве боятся его и не любят. Иное дело - особи, стоящие на более низких этажах пирамиды. Они не помышляют занять место доминанта и питают к нему смешанное чувство любви и страха. Страха - оттого, что он много агрессивнее их и грозен, а любви - оттого, что он направляет свою агрессию на субдоминантов, непосредственных притеснителей тех, кто занимает третий от вершины пирамиды уровень. Такой особи кажется, что доминант творит акты справедливости и возмездия, карает ее притеснителей.

Все мы знаем, что этот механизм срабатывает и в людях, особенно при неразвитом гражданском обществе (в развитом же доминируют другие механизмы), хотя бы в форме почти неистребимой веры в справедливого высокого начальника.

Можно также сказать, что особи невысокого ранга успокаивают себя, воображая, что иерарх - их покровитель. Многие виды, в том числе и обезьяны, пытаются задобрить иерарха и применяют для этого подношения.

От этого - шаг до подарка, взятки, жертвоприношения, применяемых людьми, чтобы задобрить реальных и мнимых покровителей.

Вакантное место наверху

Сам принцип образования иерархической лестницы через борьбу за власть таков, что она не воспринимается мозгом как завершения: всегда есть возможность того, что над иерархом или группой таковых встанет кто-то еще (что регулярно и происходит).

Иными словами, на лестнице есть место для как бы сверхиерарха. Причем им может стать и особь другого вида. Так, синицы, связанные между собой системой соподчинения, зимой могут образовывать свиту дятла. Более крупный и сильный дятел - для них сверхиерарх, никто из синиц на его ранг и не помышляет претендовать. В стаях собак (ездовых, пастушеских) хозяин сверхиерарх. Право человека стоять над вожаками стаи для собак самоочевидно: он им не ровня, он - божество. Если хозяин сам управляет стаей, очень хорошо. Но если ему недосуг, стая управится собственными вожаками, но пиетет к хозяину от этого не убывает.

Сверхиерарх выгоден иерархам: заполнив вакантное место над ними, он укрепляет их положение и власть. Кроме того, он становится как бы их покровителем, страшным не только внешним врагам, но и субдоминантам. Поэтому не требуется интеллектуальных усилий от людей, чтобы додуматься до использования иерархических программ, они срабатывают сами. И нет ничего удивительного в том, что повсеместно и многократно возникает идея поместить на вакантное место сверхдоминанта нечто воображаемое, наделенное всеми сверхдоминантными качествами в их беспредельном выражении. Стоит сделать это - и иерархи становятся как бы субдоминантами сверхиерарха, его служителями, жрецами, а он - их могучим покровителем.

На роль воображаемого сверхдоминанта пригодно и грозное явление природы, вроде грозы или вроде вулкана. Пригодно и все, что находится так высоко, что выше некуда,- небо, небесные светила. Годится и животное-покровитель, и предок-герой.

Кто сотоврил творца? (Дольник)
http://atheistic.narod.ru/ethology/kto_sotvoril_tvorca.htm

Кажется что такое восприятие бога очень примитивное, но поведение основной массы верующих подтверждают именно роль бога как сверхдомината.

Зоопсихология и поза подчинения.

Основа поведения любого животного – рефлексы. Человек в этом смысле – не исключение. Рефлексы могут быть очень сложными, исключительно сложными. Человеческие рефлексы настолько сложны, что в своей комбинации порождают разум. Впрочем, они порождают разум не у всех и не всегда. Часто поведение людей не имеет ничего общего с разумом – но не будем забегать вперед.

То, чем мы сейчас займемся, называется социальными рефлексами стайных животных. Это – выработанные эволюцией правила, регулирующие поведение животных в обществе себе подобных. На их основе возникают и распадаются стаи, выбираются вожаки, осуществляется совместная охота, делится добыча, происходят брачные игры, воспитывается потомство.

Для выживания стаи (и вида) необходимо, чтобы в борьбе за первенство в стае или за самку самцы не убивали и не калечили друг друга, и эволюция создала рефлекс признания своего поражения. В зоопсихологии этот механизм носит название «поза подчинения». У разных стайных животных она выражается по-разному, но общее у всех одно: принимается поза наименьшей защищенности. Волк подставляет противнику горло, галка – голову, а примат – укладывается животом на землю перед противником. Победитель при этом немедленно останавливается и не добивает побежденного.

Для того чтобы подобный специфический рефлекс работал, необходимо, чтобы его проявление сопровождалось положительными эмоциями, удовольствием (как для победителя, так и для побежденного). Как видно по некоторым приматам, это удовольствие имеет сексуальную природу. У многих обезьян самец-победитель имитирует половой акт с побежденным, как с самкой. У человека, также есть тот же рефлекс принятия позы подчинения перед более сильным членом стаи. Человеческие позы подчинения – наклонить голову, встать на колени, лечь лицом вниз.

Сексуальная компонента принятия позы подчинения исключительно важна как в авторитарной, так и в религиозной практике. В классических абсолютных деспотиях подданный испытывал некий аналог извращенного сексуального наслаждения, пресмыкаясь перед повелителем. Аналогичным образом верующий испытывает экстатические, порой – оргастические состояния, унижая себя при исполнении обрядов поклонения божеству (на этом построена не только молитва, но и институт монашества, в т.ч. садомазохистские ритуалы, практикуемые в монастырях).

Зоофизика религии (А. Розов)
http://www.atheistic.narod.ru/ethology/zoofiz_rel.htm

также см.:

Меметика религии (Броуди Ричард)
http://www.atheistic.narod.ru/ethology/broudi_memetika_religion.htm

Городские легенды и суеверия (Броуди Ричард)
http://www.atheistic.narod.ru/ethology/broudi_sueveriya.htm

Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию
http://www.atheistic.narod.ru/atheism/rejection_of_science.htm

Религиозные верования предохраняли от инфекции
http://www.membrana.ru/lenta/?8501

Почему люди верят в Бога? (Бухбиндер А.)
http://www.atheistic.narod.ru/ethology/pochemu_veryat.htm

 
Digger_RebelДата: Воскресенье, 24.08.2008, 20:44 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (_SE)
Ребёнок не может сказать, что совет «Если ты будешь плавать в реке, кишащей крокодилами, тебя съедят» – это хороший совет, а совет «Если в полнолуние ты не принесёшь в жертву козла, урожай погибнет» – это плохой совет. Оба звучат одинаково. Оба исходят из надёжного источника, и оба произносятся строгим голосом, который требует уважения и повиновения. То же относится к высказываниям о мире, космосе, морали, природе человека. И, конечно, когда ребёнок вырастет и имеет своих детей, он, естественно, передаст всё это своим детям, и тем же назидательным тоном.

Верно, изначально не может. Однако разумный и размышляющий человек, выйдя из состояния ребенка понимает, что крокодилы в реке - опасность зримая и реальная, а связь между урожаем и жертвой не прослеживается. Однако таких не очень много.

Quote (_SE)
Для иерархических видов стройная пирамида соподчинения кажется правильным, единственно возможным способом сорганизоваться. Это и есть порядок и сильная власть. В иерархических группах субдоминанты борются за власть с доминантом и при его небольшом превосходстве боятся его и не любят. Иное дело - особи, стоящие на более низких этажах пирамиды. Они не помышляют занять место доминанта и питают к нему смешанное чувство любви и страха. Страха - оттого, что он много агрессивнее их и грозен, а любви - оттого, что он направляет свою агрессию на субдоминантов, непосредственных притеснителей тех, кто занимает третий от вершины пирамиды уровень. Такой особи кажется, что доминант творит акты справедливости и возмездия, карает ее притеснителей.

Интересный момент. Сами верующие постоянно говорят практически об этом же, но в других словах. Они говорят: "человек все равно чей-то раб - либо раб бога, либо раб сатаны. Так лучше мы будем рабами бога, чем рабами сатаны."


"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
 
_SEДата: Суббота, 30.08.2008, 18:50 | Сообщение # 3
Модератор
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Digger_Rebel)
Интересный момент. Сами верующие постоянно говорят практически об этом же, но в других словах. Они говорят: "человек все равно чей-то раб - либо раб бога, либо раб сатаны. Так лучше мы будем рабами бога, чем рабами сатаны."
Вот еще замечание по этому вопросу:

... Клерикалы, представляющие церкви монотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма и сходных учений) утверждают, будто их учения лежат в основе человеческой цивилизации – и на этом основании требуют для себя множества привилегий, особого статуса, участия в государственном управлении и введения религиозной компоненты в общее образование. Они обожают рассуждать об облагораживающем нравственном значении своих культов, об их роли в человеческой культуре, и об их неземном происхождении. Ниже будет показано, как на самом деле произошли монотеистические культы личностных богов. Мы увидим, что все они являются атавизмами, связанными с социальной зоопсихологией приматов, и чем больше человек им следует, тем ниже опускается к уровню своих предков – обычных неразумных животных.

//Зоофизика религии (А. Розов)

 
_SEДата: Суббота, 27.09.2008, 16:54 | Сообщение # 4
Модератор
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Как возникают традиции у обезьян? wink
http://www.atheistic.narod.ru/ethology/kirsanov_traditions.htm
 
KiRuFfKaДата: Пятница, 28.08.2009, 19:54 | Сообщение # 5
Новый пользователь
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.ps-pokrov.ru/travel/italy/lanciano/

хыды
<-- это мяф!
 
Digger_RebelДата: Суббота, 29.08.2009, 16:59 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Репутация: 0
Статус: Offline
И какое отношение это сказка имеет к этологии?

"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
 
KiRuFfKaДата: Суббота, 29.08.2009, 18:54 | Сообщение # 7
Новый пользователь
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Простите, я просто не знала, в какую тему эту статью впихнуть sad happy sad

хыды
<-- это мяф!


Сообщение отредактировал KiRuFfKa - Суббота, 29.08.2009, 18:54
 
Digger_RebelДата: Суббота, 29.08.2009, 20:22 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (KiRuFfKa)
Простите, я просто не знала, в какую тему эту статью впихнуть sad happy sad

Темы можно создавать, если нет подходящих из имеющихся.


"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
 
Форум » Атеология » Наука и религия » Вера и религия с точки зрения этологии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024